terralinguistica.ru > Капитанский мостик  > Публикации  > Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза

Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза

Выходные данные:  Степанова М.М. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза // Вопросы методики преподавания в вузе: сборник статей. Выпуск 13  / Под ред. проф., д.п.н. М.А. Акоповой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – С. 273-277.

Основной целью обучения иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза является достижение магистрантами  уровня практического владения иностранным языком, позволяющего использовать его в их будущей профессиональной деятельности и научной работе, а также для активного применения как в  повседневном, так и в профессиональном общении. Также одной из целей обучения иностранному языку выступает создание базы для пра¬вильного понимания, перевода и текстовой обработки иноязычных текстов. В современном мире специалист, обладающий магистерской степенью, должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, новейшими информационными технологиями, разнообразными методами получения, обработки и фиксации научной информации. Он должен обладать умениями обращаться с персональным компьютером и использовать все его возможности для работы с информацией. Владение иностранным языком и навыки пользования компьютером – это, согласно современным представлениям, зафиксированным в базовых Европейских документах по профессиональным компетенциям, необходимые каждому специалисту функциональные  умения.

Реализуемая в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) программа по иностранному языку для обучающихся в магистратуре нелингвистических направлений основывается на междисциплинарном подходе, имеет практическую направленность и предусматривает в числе прочего развитие коммуникативной академической компетентности, позволяющей представлять научную продукцию (статьи, рефераты, доклады, презентации и т.п.) в интернациональной академической среде.

Одним из принципов, на которых базируется программа по иностранному языку для магистрантов, является активное использование в учебном процессе современных информационных технологий. Необходимость использования новых информационных технологий в учебном процессе на уровне магистратуры обусловлена как требованиями современности к уровню подготовки магистров, так и непрерывным увеличением объема информации, которую необходимо изучить и переработать в ходе обучения. Использование современных информационных технологий представляется сегодня одним из наиболее эффективных средств повышения производительности педагогического труда в вузе и качества обучения иностранным языкам.

Небольшое количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка в «непрофильной» (нелингвистической) магистратуре  повышает значимость самостоятельной работы в учебном процессе и делает чрезвычайно актуальным создание пакета заданий, выполнение которых требует использования персонального компьютера.

Основным содержанием самостоятельной работы с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре является выполнение разнообразных заданий, связанных с поиском информации в Интернете. Так, например, магистрантам для подготовки докладов и их последующего обсуждения на занятиях предлагаются такие темы, как «Исследования, открытия и инновации в России и в странах изучаемого языка (Великобритании, США, Канаде, Австралии)», «Актуальные научные события за последний год», «Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Роль науки в этом процессе», наиболее актуальную информацию по которым можно найти именно во «всемирной паутине».

Для самостоятельной подготовки докладов и презентаций на иностранном языке магистранты должны уметь использовать материалы специализированных веб-сайтов, где публикуются тематические статьи и ведутся обсуждения актуальных вопросов современной науки. Они также должны уметь пользоваться современными поисковыми системами (Google, Yandex, Aport и др.), правильно подбирать ключевые слова для обеспечения оптимальных результатов поиска.

Использование электронных источников для самостоятельной подготовки домашних заданий по иностранному языку является обязательным требованием, так как в современном мире специалист в любой области знаний не может обойтись без обращения к Интернет-ресурсам. Обработка полученной иноязычной информации также производится с использованием возможностей персонального компьютера. Результаты оформляются в программе MS Word, либо в виде презентации в Power Point.

Одним из традиционных видов заданий, выполняемых магистрантами, является индивидуальное чтение статей по основной специальности. Первоочередная задача этого вида учебной деятельности – научить будущих магистров чтению текстов по специальности, пониманию их и грамотному извлечению профессионально значимой информации. Индивидуальное чтение представляет собой чтение экстенсивное, которое предполагает умение самостоятельно читать большой объем текста с высокой скоростью, сосредотачиваясь при этом на содержательной стороне прочитанного. Для выполнения заданий по индивидуальному чтению магистрантам необходимо подобрать требуемый объем текстов (250 000 знаков) непосредственно по своей специальности. Это должны быть научные статьи, написанные носителями изучаемого языка и изданные в течение последнего десятилетия. Найти такие статьи в «бумажном» виде довольно сложно, однако сегодня имеется прекрасный источник информации – Интернет, где можно отыскать самые современные научные публикации практически по любой специальности. Все ведущие научные журналы имеют он-лайн версии, где можно ознакомиться с публикуемыми в них статьями и обзорами. Однако для этого магистрантам необходимо хорошо владеть навыками поиска информации в глобальной сети, правильно подбирать ключевые слова и тщательно оценивать результаты, предложенные поисковиком. Помимо указанных выше широко известных поисковых систем, магистрантов необходимо ознакомить с поисковым ресурсом Google Scholar (http://scholar.google.com/), который ориентирован на поиск научных статей, патентов, заключений по судебным делам и т.п.

При выполнении заданий на составление глоссария по тематике прочитанных статей по специальности, магистранты могут быть ознакомлены с возможностями компьютерных программ-конкордансов и лексических корпусов, типа The British National Corpus (http://info.ox.ac.uk/bnc) и др.  Кроме того, необходимо уделить внимание и формированию навыков правильного пользования системами машинного перевода и редактированием полученных с их помощью переводных текстов.
Магистрантам также можно предложить ознакомиться с таким инструментом, как «Социальная сеть закладок» (http://delicious.com/) –ресурсом, который позволяет хранить и удобным образом систематизировать «закладки» (bookmarks), т.е. ссылки на сайты с интересующей пользователя информацией. Овладение возможностями данного ресурса будет полезно магистрантам не только на занятиях по иностранному языку, но и при систематизации ссылок на материалы, необходимые для написания магистерской диссертации, а также в течение всей дальнейшей жизни.

Все предлагаемые задания существенно отличаются от традиционных языковых упражнений, поскольку для их выполнения обучаемый должен  применить полученные ранее знания не только по иностранному языку, но и по использованию компьютерных программных ресурсов, проделать заданный объем работы и представить результаты в определенном формате, то есть создать «продукт» своей учебной деятельности.

Еще одним направлением применения современных информационных технологий может стать сайт кафедры (или факультета), который будет использоваться каждым преподавателем иностранного языка в качестве рабочего инструмента. Этот сайт, постоянно обновляемый в зависимости от учебных нужд, должен активно выполнять функцию информирования студентов о программе обучения, о предлагаемых заданиях, текстах для чтения, рекомендуемой литературе и Интернет-ресурсах. Он должен также содержать дополнительный материал, который магистранты могут изучить при самостоятельной подготовке.

Важной частью такого сайта должен стать форум, на котором студенты могут задавать вопросы и обсуждать волнующие их темы. Обсуждения должны вестись на иностранном языке, что позволит обеспечить эффективную практику в таком современном виде речевой деятельности, как он-лайн коммуникация.

Таким образом, организация обучения иностранному языку в магистратуре нелингвистического вуза должна в обязательном порядке предусматривать использование современных информационных технологий. Только в этом случае будет возможно с наибольшей эффективностью обеспечить формирование у будущих магистров речевых навыков, необходимых для  письменного и устного  общения в процессе научной, профессионально-ориентированной, а также бытовой коммуникации.



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru