terralinguistica.ru > Капитанский мостик  > Публикации  > Разработка гибких учебных программ по иностранному языку для магистратуры технических направлений

Разработка гибких учебных программ по иностранному языку для магистратуры технических направлений

Выходные данные: Степанова М.М. Разработка гибких учебных программ по иностранному языку для магистратуры технических направлений // Материалы международной научной конференция «Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты», Санкт-Петербург, 11-13 мая 2011 г.

Владение иностранным языком признано разработчиками Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения одной из обязательных общекультурных компетенций магистра, независимо от направления подготовки. При разработке учебных программ для магистратуры неязыковых вузов необходим гибкий подход, учитывающий потребности и возможности каждого факультета или выпускающей кафедры.

В вузе, ведущем подготовку магистров по многим направлениям, необходимо создать базовую программу по иностранному языку на основе модульного подхода, которая затем может оперативно модифицироваться в зависимости от конкретных требований и условий.

В Санкт-петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) разработана базовая учебная программа по иностранному языку, которая предназначена для магистрантов всех факультетов университета, обучающихся по техническим, естественнонаучным и гуманитарным направлениям. Она построена на модульном принципе и может быть легко модифицирована, дополнена, расширена или сокращена при сохранении основного содержания в зависимости от условий обучения иностранному языку магистрантов конкретного факультета или кафедры.

При разработке инвариантной части содержания программы мы исходим из того, что обучение иностранному языку в магистратуре является завершающим этапом в обучении этому предмету в высшем учебном заведении и важно для подготовки выпускников к трудоустройству и будущей профессиональной и научной деятельности. Инвариантная часть содержания курса также связана с программой вступительных экзаменов по иностранному языку в аспирантуру СПбГПУ.

Программа уделяет внимание наиболее важным языковым аспектам, таким как: чтение, аудирование и говорение, перевод, письмо, фонетика, лексика и грамматика. Умения и навыки в области данных аспектов необходимы для развития и углубления профессионально ориентированной языковой и общекультурной компетенции магистрантов. При этом используется комплексный подход при формировании соответствующих компетенций.

При работе над лексикой учитывается специфика лексических средств делового и профессионального англоязычного дискурса. Обучение деловому английскому языку ведется на базе реальных ситуаций современного делового и научного общения, включая обсуждение различных случаев коммуникативных неудач  и конфликтов в сфере  профессиональной деятельности.

На занятиях по английскому языку в магистратуре помимо традиционных упражнений предлагаются такие виды заданий, как изучение англоязычных и русскоязычных объявлений о поиске и предложении работы в сопоставительном аспекте, правил составления резюме на английском языке, подготовка речи для самопрезентации на собеседовании.

Магистранты также получают знания в области оформления деловых документов и написания писем на английском языке, включающие понимание особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации.

Особое внимание уделяется изучению особенностей англоязычного научного дискурса. Это подразумевает формирование целого комплекса навыков и умений, в том числе в области поиска статей и монографий по интересующей научной тематике, аналитического и поискового чтения научных текстов, текстовой обработки оригинальных материалов, написания статей, аннотаций и реферативных обзоров, подготовка научных докладов и презентаций на иностранном языке.

Программа предусматривает специальные задания, требующие использование персональных компьютеров и возможностей сети Интернет. В частности, студентам даются  задания, для выполнения которых необходимы умения пользоваться электронными библиотеками, базами данных, поисковыми системами, электронными версиями ведущих научных журналов. Содержание обучения английскому языку в магистратуре неязыковых направлений предусматривает существенный объем самостоятельной работы магистранта, в том числе с использованием информационных технологий.

Итоговый контроль по иностранному языку в магистратуре может осуществляться либо в форме зачета, либо в форме экзамена в соответствии с учебным планом факультета (кафедры).

Таким образом, разработанная в Санкт-петербургском государственном политехническом университете учебная программа по иностранному языку для магистрантов неязыковых специальностей является учебной программой нового поколения, основывающейся на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов и на рекомендациях Совета Европы в области обучения иностранным языкам. Вместе с тем программа  в силу своей гибкости и модульного подхода позволяет учитывать специфические условия, потребности и пожелания каждого факультета и кафедры университета, где ведется подготовка по магистерским программам.



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru