terralinguistica.ru > Капитанский мостик  > Публикации  > Творчество как неотъемлемое требование к профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков

Творчество как неотъемлемое требование к профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков

Выходные данные: Володарская Е.Б., Степанова М.М. Творчество как неотъемлемое требование к профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков //Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур. Сборник статей по материалам II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Москва, 20 ноября 2009 г.). – М.: РГСУ, 2009. – С. 124-127.

Современные процессы общемировой интеграции, расширения межнациональных и межкультурных связей выдвигают новые требования к подготовке выпускников высших учебных заведений и, соответственно к профессионализму преподавателей вузов. Присоединение России к Болонскому процессу требует еще большего повышения качества образования. Для решения проблем, стоящих перед современным высшим образованием, требуются, в первую очередь, высококвалифицированные преподаватели высшей школы, способные эффективно работать в изменившихся условиях. Первый опыт эксперимента, связанный с присоединением России к Болонскому процессу , показал, что характер ра¬боты преподавателя существенно изменился. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус преподавателя, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к уровню его профессионализма.
В последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату высшего профессионального образования формулируются исключительно в категории компетентности . При этом в настоящее время однозначного подхода к определению понятия профессиональной компетентности не существует. В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность определяют как «определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности; как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела» .
Показателями профессиональной компетентности являются и общая совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков; и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций; и знание возможных последствий определенных действий; и практический опыт; и результат труда человека; и гибкость метода, и критичность мышления; а также профессиональные позиции, индивидуально-психологические качества и акмеологические инварианты.
Изменение социального статуса иностранного языка в на¬шей стране в последние годы послужило причиной изменения со¬держания и структуры профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка, что соответственно повлекло за собой изменение структуры и содер¬жания его профессиональной компетенции. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка являются: направленность личности педагога, профессиональные знания, способности, умения. При этом необходимо учитывать, что труд преподавателя иностранных языков представляет собой труд творческого работника. Как известно, творческие преподаватели отличаются большими умственными способностями, желанием экспериментировать и накапливать все новый опыт. Содержание труда преподавателя будет тем богаче, чем больше в его работе творчества.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт – это всегда в большей или меньшей степени прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, – будь то собственное личностное развитие преподавателя или развитие его студентов.
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в  умении, знаниях и навыках преподавания, долгое обдумывание предстоящей работы. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными способами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи .
Любое творчество требует больших знаний, умений и навыков. Но парадокс состоит в том, что в творчестве важны не сами эти умения, знания и навыки, а возможность с их помощью добывать новые идеи, новые мысли, новые подходы и решения. Добывать новые идеи, мысли, подходы и решения преподаватель может только во время практической деятельности, т.к. именно практика способна показать все «плюсы» и «минусы» деятельности преподавателя.
Что же представляет собой творчески мыслящий преподаватель иностранных языков?
Проведенные исследования  показали, что творческие личности по сравнению с менее творческими отличаются большими умственными способностями, желанием экспериментировать и накапливать новый опыт, свободный от внутренних самоограничений, эстетической впечатлительностью, гибкостью и независимостью мышления и действий, высокой творческой энергией, способностью концентрировать свои творческие усилия, стремлением к решению все более трудных проблем.
В психологической литературе по проблемам творчества определены перечни качеств творческой личности. Вот как описывают ее американские психологи Э. Торранс и Л. Холл:
?    высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных, естественных явлений;
?    высокая способность проникновения в нужды других людей;
?    способность внушать веру в свои силы тем, кто с ним общается, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм;
?    способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения;
?    наличие чувства грядущего – яркое представление того, что будет;
?    способность к достижению просветления и самореализации .
Важной особенностью творческих личностей в отличие от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную педагогическую работу, заключается в том, что они гораздо чаще обращаются к своей интуиции, к бессознательным сферам своего сознания и именно оттуда способны почерпнуть идеи для решения своих проблем.
В обучении иностранному языку в современной высшей школе деятельность преподавателя имеет целью помочь студентам в овладении эффективными мето¬дами, которые позволяют им использовать язык с целью взаимо¬понимания, а также помочь будущим специалистам повысить об¬щий уровень их языковой компетентности, который соответствовал бы запросам современного общества. Преподаватель стремится достичь этих целей путем повыше¬ния уровня обучения с опорой на мотивацию студентов . Стимулирование изучения иностранного языка в высших учебных заведениях любых профилей может быть обеспечено главным образом высоким уровнем преподавания, который требует большого мастерства от преподавателя, тактичности, выносливости, любви к своей профессии, любви и уважения к студентам и умения удерживать на должном уровне их интерес к языку.
Помимо создания атмосферы психологического комфорта и иноязычного общения, задачей преподавателя иностранного языка в высшей школе является моделирование условий профессионально ориентированной коммуникации в учебной аудитории, а это невозможно сделать без высокого уровня развития творческих способностей у самого преподавателя.
Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков органически связано с развитием личности; совершенствование профессиональной компетентности педагога происходит в процессе его практической деятельности. Процесс будет более продуктивным только в том случае, если соответствующим знаниям сопутствуют убеждения, установки личности, то есть сознание, которое «представляет собой систему ценностей, установок и убеждений личности. Если сознание преподавателя расходится с уровнем достижений науки, с тенденциями передовой педагогической практики, то это непременно скажется на качестве преподавания.
Осознание преподавателем иностранного языка своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию,  понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Список литературы: 
1.    Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 4 мая. [Электронный ресурс; режим доступа]: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
2.    Козырев В.Л., Шубина Н.Л.  Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 434 с.
3.    Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. – 1990. – № 8.– С. 82-88.
4.    Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 240 с.
5.    Торранс Э., Холл Л. Проблемы научного творчества. – М.: Наука, 1982. – С. 27.
6.    Юсеф Е.К. Личностно ориентированная программа обучения в условиях неязыкового вуза. // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты. Материалы международного научно-методического симпозиума. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2004. – C. 153-155.



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru