terralinguistica.ru > Капитанский мостик  > Публикации  > Самостоятельная работа с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре

Самостоятельная работа с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре

Выходные данные: Попова Н.В., Степанова М.М. Самостоятельная работа с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре // Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза: материалы IV Международной научно-методической конференции (Новочеркасск, апрель 2010). - Новочеркасск: Юж.-Рос. гос.техн.ун-т (НПИ). - 2010. - C. 305-309.

Обучение иностранным языкам в непрофильной магистратуре невозможно без организации самостоятельной работы. Использование ИТ способствует более эффективной организации самостоятельной работы по иностранному языку.

Teaching foreign languages in non-linguistic MA courses is impossible without students’ independent work.  The use of IT technologies helps to distribute the contents  of the MA course between classes and independent studies and make self-studying  more effective.

Одним из наиболее перспективных направлений в  обучении иностранному языку в российских университетах является организация самостоятельной работы студентов. Совершенствование ее форм особенно важно в непрофильной (неязыковой) магистратуре, поскольку количество аудиторных часов, отводимых на иностранный язык в магистратуре, гораздо меньше, чем в бакалавриате. Кроме этого, магистратура является последним этапом современной системы высшего образования, когда магистранты изучают иностранный язык как дисциплину рабочего учебного плана,  и именно поэтому в ее учебной программе необходимы не только обычные содержательные элементы, включающие профессионально-ориентированные тексты и языковые  упражнения. Важным процессуальным компонентом обучения должно также стать использование информационных технологий в самостоятельной работе, поскольку именно это сможет подготовить магистрантов – будущих инженеров, менеджеров, работников гуманитарной сферы, к  дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка в течение всей жизни в соответствии с собственными жизненными задачами. Последнее является одним из постулатов Болонского процесса, который объединяет на современном этапе все Европейские вузы.

О важности обучения и организации образовательного процесса с использованием вариативных форм самостоятельной работы студентов писали многие педагоги и методисты. В условиях присоединения России к Болонскому процессу  [Козырев 2005]  преподаватель должен организовать освоение студентом необходимого содержания образования не только через аудиторные занятия, но и самостоятельную работу [Беляева 2003], провести диагностику знаний и умений, заложенных в задачах дисциплины, нацелить магистрантов на развитие навыков самостоятельного поиска информации и спо¬собов ее обработки. Нужно иметь в виду, что в рамках Болонского процесса требования  к квалификациям специалистов с высшим образованием и академической степенью первого и второго циклов (магистратура) включают обязательное развитие  навыков самообучения с высокой степенью автономии и способности к самообучению в условиях полной автономии [Чучалин 2007:84].

В современном мире специалист, обладающий магистерской степенью, должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, новейшими информационными технологиями, методами получения, обработки и фиксации научной информации. Это требует от него умений обращаться с персональным компьютером и использовать все его возможности для работы с информацией. Владение иностранным языком и  умение пользоваться компьютером – это, по современным представлениям, зафиксированным в базовых Европейских документах по компетенциям, необходимые  каждому специалисту функциональные  умения. Признание этих умений функциональными означает, что они необходимы  каждому специалисту  и являются  неотъемлемой частью  их профессиональной  компетенции.

Необходимость использования новых информационных технологий в учебном процессе высшей школы обусловлена непрерывным увеличением объема научно-технической информации и числа обучаемых, что требует поиска и внедрения новых методов и средств повышения производительности педагогического труда и качества обучения иностранным языкам.

Поскольку применение компьютерных технологий обучения в высшей школе является одним из ключевых  направлений современных исследований и основным подходом  совершенствования  дидактических средств обучения  в высшей школе, нам представляется, что использование разнообразных заданий для выполнения на компьютере сделает обучение иностранному языку отвечающим  всем требованиям вводимых сейчас стандартов третьего  поколения, созданных в формате компетентностного подхода. В отличие от других авторов [Вербицкий 1991, Абросимов   2004, Сташкевич 2004 и т.д.] мы допускаем отсутствие компьютерных средств при проведении аудиторной работы. Основным же аспектом актуализации лингвокомпьютерного обучения студентов становится их внеаудиторная самостоятельная работа в домашних условиях. Аудиторная же работа становится при этом подготовительным этапом к самостоятельному выполнению заданий, которые могут включаться непосредственно  в профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения.

Основным содержанием самостоятельной работы с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре является выполнение заданий по составлению глоссария по тематике специальности с применением компьютерных программ-конкордансов, по сравнению систем машинного перевода, по работе с существующими в Интернете лексическими корпусами типа http://info.ox.ac.uk/bnc и http://www.lextutor.ca и словарями типа «Тезаурус». Все предлагаемые задания существенно отличаются от обычных языковых упражнений, поскольку для их выполнения студент должен  применить полученные ранее знания по использованию компьютерных программных ресурсов, проделать заданный объем работы и представить результаты в определенном формате, то есть создать «продукт» своей учебной деятельности.

Магистрантам предлагаются также разнообразные задания по английскому языку, для выполнения которых требуются умения пользоваться электронными словарями, библиотеками, базами данных, поисковыми системами (Google, Yandex), он-лайн версиями ведущих мировых газет и журналов, в том числе экономических и технических, например, «The Economist» (http://www.economist.com). Для подготовки докладов и написания рефератов на иностранном языке студенты должны использовать материалы специализированных веб-сайтов, где публикуются тематические статьи и ведутся обсуждения актуальных вопросов современной науки. Использование Интернет-источников для самостоятельной подготовки домашних заданий по английскому языку приветствуется, так как в современном мире специалист в любой области не может обойтись без обращения к Интернет-ресурсам. Обработка полученной иноязычной информации также производится студентами с использованием ПК. Результаты оформляются в программе MS Word, либо в виде презентации в Power Point. Группе магистрантов может быть также дано творческое задание создать страничку в Интернет по интересующей их тематике на английском языке.

Самостоятельная работа более эффективна, если она организована как парная, или в ней участвуют три человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности магистрантов благодаря взаимному контролю, позволяет вести общение на изучаемом языке.

Предлагаемое регулярное обращение к компьютеру при подготовке домашних заданий и творческих минипроектов по иностранному языку  не только усиливает интерес студентов к изучаемому предмету, но также приводит к более эффективному формированию лингвокомпьютерной компетенции. Примерами минипроектов могут стать опробованные нами составление глоссария частотных терминов по специальности с помощью программы-конкорданса, сравнение эффективности различных систем машинного перевода  применительно к специальной тематике. Педагогически важным при организации работы над минипроектами является побуждение студентов к самостоятельному поиску и переработке информации, построению алгоритма решения проблемы, представление своей точки зрения как позиции, ее аргументации.

Необходимо отметить, что характерной особенностью современного этапа развития  компьютерной обучающей языковой среды  является не потребность в разработке нового программного продукта, а тщательный и гибкий подбор уже существующих средств компьютерной лингводидактики [Бовтенко 2005], что стимулирует разработку алгоритма подбора компьютерных  программ  и  Интернет-ресурсов  для  различных   контингентов  обучающихся.

Эффективная организация самостоятельной работы способна создать условия не только для повышения качества обучения иностранному языку, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т.е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности. Все образовательные технологии направлены на то, чтобы научить студентов работать самостоятельно, так как именно самостоятельность даёт возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями. Таким образом, одна из задач обучения состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать с электронными ресурсами.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки современных специалистов на уровне магистратуры. Обращение к использованию информационных технологий в рамках самостоятельной работы при изучении иностранного языка стратегически значимо, поскольку оно может быть востребовано выпускниками и в дальнейшем при изучении иностранного языка.



Литература

1.    Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. – М.: Образование и Информатика, 2004 – 256 с.
2.    Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образова¬ние в России, №6, 2003. – С.105-109.
3.    Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. – М., 2005. – 216 c.
4.    Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.1991. – 207 с.
5.    Козырев В.Л., Шубина Н.Л.  Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 434 с.
6.    Сташкевич И.Р. Компьютерное сопровождение учебного процесса: Учебное пособие / Челяб. Гос. Ун-т. Челябинск 2004 – 111 с.
7.    Чучалин, А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. – 2007. - №1. – С. 84-94.



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru