Семиосоциопсихология

Источник: Базылев В.Н. Российская лингвистика XXI века: традиции и новации. М.: Изд-во СГУ, 2009. 380 с.

Текст публикуется с разрешения автора. При использовании ссылка на печатный источник обязательна!

Исторически закономерно, что процесс вычленения новых явлений в сфере научных представлений о мире неизменно сопровождается попытками осмыслить, какое место в этом потоке явлений отведено человеку с присущим ему типом как внутренней - эмоциональной, интеллектуально мыслительной, так и внешней активности, проявляющейся в наблюдаемых действиях, актах поведения. Именно такую познавательную задачу выдвинула в свое время компьютерная лингвистика, возникшая как синтетическая область знания на стыке целого ряда технических и естественнонаучных дисциплин и оформившаяся в самостоятельное научное направление. Еще в 60-е гг. XX в., изучая общие закономерности процессов управления и связи в организованных системах, структурная и компьютерная лингвистика вычленила новый круг явлений, получивших название «информация». Новое понятие заняло достойное место в кругу таких понятий, как «материя» и «энергия». Одновременно, как в самой компьютерной лингвистике, так и за ее пределами - в ряде гуманитарных дисциплин (в социальной психологии, философии и социологии), возник вопрос о месте человека в потоке информации, о структурных особенностях механизма «обратной связи» в сложных системах управления; о месте языка или кода в важнейшей коммуникативной подсистеме, образуемой отношением «языковая информация» - «человеческая деятельность». Эта познавательная задача, в свою очередь, продиктовала необходимость вычленения из фактов и явлений окружающей действительности такого социально значимого объекта, который был бы способен «вобрать» в себя данную систему отношений, не ограничиваясь, однако, рассмотрением последних только как управленческих. Дело в том, что представителей разных областей обществознания и человековедения все чаще стал волновать вопрос о пределах компьютерно-информационного подхода к анализу связей человека с другими людьми; об ограниченных возможностях описания этих связей в терминах управления и целенаправленного воздействия, независимо от того, идет ли речь о непосредственных эмоциональных контактах между людьми или о контактах, опосредуемых текстами (сообщениями), позволяющими людям особым образом организовывать значения в ходе обмена впечатлениями и представлениями, идеями и знаниями, эмоциями, ценностями и нормами. При этом претерпевало изменение и само представление о тексте. Текст как определенный способ организации значений и структурирования смысловой информации, как воплощение мотивированной и целенаправленной интеллектуально-мыслительной активности индивида, т. е. текст как сообщение или единица коммуникации, привлек к себе внимание не только лингвистов и семиологов, но и психологов, социальных психологов и социологов. Возрос интерес к категории «общение», позволяющей реконструировать, по меньшей мере, два взаимосвязанных теоретических объекта, изучавшихся обычно независимо друг от друга в рамках самых различных дисциплин: индивидуального сознания как субъекта интеллектуально-мыслительной деятельности, с одной стороны, и текста (сообщения) как способа актуализации этой деятельности (т. е. как «деятельностной структуры») - с другой. Будучи вслед за этим рассмотрены во взаимосвязи в качестве образующих коммуникативных систем, эти независимые теоретические объекты позволяют анализировать опосредованное текстами общение сознаний как теоретический объект более высокого порядка, требующий всестороннего междисциплинарного анализа.
Предмет семиосоциопсихологии сформировался именно на этой основе, с тем ограничением, что в его рамках рассматриваются лишь знаковые формы общения, поскольку последние пронизывают всю общественную деятельность, являясь непременным ее условием. В самом широком смысле слова знаковая деятельность (включая оперирование знаковыми системами, рядоположенными естественному языку, - пантомимический, изобразительный или музыкальный способы воплощения эмоциональной и интеллектуально-мыслительной деятельности сознания; и вторичными по отношению к естественному языку - дорожные знаки, знаки отличия и пр.),
несомненно, являются предметом не только общей (описатель--ной), но и социальной семиотики, входящей, в свою очередь, в компетенцию социальной психологии общения. Специфика семиосоциопсихологии состоит в том, что она фиксирует внимание на основном, наиболее сложном виде социальной знаковой деятельности - на деятельности текстовой, размывающей представления о границах знаковых систем.

     Обслуживая другие виды человеческой деятельности, т. е. способствуя реализации целей как бы «внешних» по отношению к ней (выступая в этом смысле как основа для общения созданий), текстовая деятельность все более кристаллизуется в самостоятельный вид деятельности с «внутренними», реализуемыми в рамках общения целями коммуникативно-познавательного и эмоционального свойства. При таком подходе текст уже не может рассматриваться как единица языка в одном ряду с такими категориями, как предложение или сверхфразовое единство. Текст (сообщение) рассматривается в семиосоциопсихологии как единица общения, иерархически соотносимая с категориями высказывания и семантико-смыслового (коммуникативного) блока, или «предикации».
    
     Семиосоциопсихология, таким образом, изучает место текстовой деятельности среди прочих видов общественной деятельности; роль и место текстов (сообщений) при обмене всеми видами деятельности в процессе актуализации общественных отношений; пути и механизмы внедрения продуктов интеллектуальной знаково-мыслительной деятельности в общественную практику, в культуру и общественное сознание [91].
    
     Непосредственным предметом изучения в рамках семиосоциопсихологии становится мотивированный обмен текстами, никогда не прерывающийся процесс целенаправленного порождения и интерпретации целостных, иерархически организованных семантико-смысловых структур, запечатлевающих в себе образ деятельности как материально-практической, так и духовной; продуктов семиозиса, возникающих в ходе общения. В центре внимания семиосоциопсихологии оказывается коммуникативное отношение «текст-интерпретатор», где текст выступает как источник смысловой информации о «затекстовой» действительности, а в качестве субъекта - активный интерпретатор, чьи действия над текстом и при порождении текста мотивированы, ситуативны и целесообразны.
    
     Таким образом, изучению подлежат, с одной стороны, тот уровень индивидуального сознания, на котором мотивационно-ценностные и абстрактно-логические мыслительные структуры обретают свое языковое (знаковое) оформление, т. е. «языковое сознание», с другой - тексты, в которых в процессе общения находит свое воплощение коммуникативно-познавательная активность индивида, т. е. «языковое сознание» в действии.
    
     Семиосоциопсихологические исследования призваны способствовать пониманию смысловых механизмов социального взаимодействия- людей, поскольку общественная деятельность протекает в атмосфере общения, сопровождаемого бесконечным порождением и потреблением разнообразных текстов. Возникая из потребности этой деятельности, тексты как бы обретают новое качество и в свою очередь влияют на механизмы регуляции социальной деятельности и поведения.
    
     Семиосоциопсихология относится к числу теоретико-прикладных дисциплин, поэтому в качестве зондирующего и диагностического средства в ходе конкретного изучения текстовой деятельности, наряду с наблюдением во всех его видах и формах, заслуживает внимания целый ряд эмпирических методов. Таких методов уже немало разработано, с разными целями и задачами, в экспериментальной психологии и психолингвистике, в прикладной социологии, социальной этнографии и даже в социальной антропологии. Немалую пользу могут принести и некоторые весьма известные способы лингвостилистического и семиотического анализа текстовых материалов и речеповеденческих структур. Необходимо совершенствовать также уже имеющиеся и разрабатывать новые (или трансформированные), адекватные целям эксперимента, процедуры опроса мнений и тестирования состояний сознания, а также постоянно уточнять критерии не только отбора экспериментального материала, но и оценки полученных результатов.
    
     В семиосоциопсихологии вводится понятие «уровень семиотической подготовки» как существенной для протекания речевого общения характеристики индивидуального языкового сознания, а также понятие «семиотическая группа» как способ типологизации субъектов общения, опосредованного знаками. Вводится также понятие «информативно-целевой» анализ текста и соответственно (в рамках такого анализа) трактуются термины «адекватная интерпретация» и «информативность» текста. Текст представляется как «иерархия коммуникативных программ» и в этой связи - цементирующий текст «Основное коммуникативное намерение» автора сообщения, с одной стороны, и «языковое воплощение» указанного намерения - с другой. Семиосоциопсихология предлагает конкретное истолкование фактов языковой (знаковой) избыточности текста; разграничивает понятия «языковое клише» и «штамп сознания»; систематизирует ситуации, когда, по вине неадекватного воплощения средствами языка коммуникативного намерения автора сообщения, возникает «эффект смысловых ножниц».
    
     Возможная сфера практического приложения семиосоциопсихологических исследований столь же широка, сколь широко проникновение общения посредством знаков в практическую человеческую деятельность. Это и социально-психологический анализ процесса общения как такового для выработки критериев взаимопонимания в различных ситуациях, и вопросы социальной организации общества на разных уровнях руководства и управления. Это изучение путей формирования общественного мнения, не существующего вне коммуникаций, и вопросы формирования норм и ценностей - этих важнейших ориентиров деятельности общественного человека. Это процесс обучения во всех его звеньях, от дошкольного, школьного и вузовского обучения до обучения, связанного с повышением квалификации, политическим, экономическим, правовым и прочим образованием, и вопросы информационного обслуживания специалистов в эпоху так называемого информационного взрыва. Это вопросы писательского, лекторского, журналистского мастерства и, наконец, и это главное (потому что - общее) - просто вопросы человеческого взаимопонимания в самом прямом и конкретном смысле этого слова, понимания одного человеком того, что говорит другой на том же самом языке. Семиосоциопсихология призвана сыграть весьма заметную роль в развитии социальной психологии, так как областью ее приложения может стать вся сфера социально значимой коммуникативно-познавательной деятельности человека, связанная с языком, поскольку ее интересуют не явные, но весьма заметные по своим последствиям процессы, связывающие хранящиеся в сознании элементы познанного с поступающими туда же символическими символами. Познание здесь выступает как процесс интернализации не только данных материально-практического опыта, но и интерпретации и избирательного поглощения индивидуальным сознанием смысловой информации, циркулирующей в обществе в виде текстов. Дальнейшая разработка предмета и понятийного аппарата семиосоциопсихологии может и должна внести немало уточнений и в теорию общения, которая разрабатывается в отечественной лингвистике в тесной связи с категорией «деятельность».

Текст публикуется с разрешения автора. При использовании ссылка на печатный источник обязательна!

 

 



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru