terralinguistica.ru > Пещера сокровищ  > Статьи и выдержки из книг по сравнительной типологии  > Кошевая И.Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков. Заключение

Кошевая И.Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков. Заключение

Источник: Кошевая И.Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков: Учеб. пособие / И.Г. Кошевая. - М.: Высшая школа, 2008. - 327 с.

В данной книге мы сделали попытку рассмотреть основные вопросы типологии — науки, которая, по существу, является самой древней из всех филологических дисциплин. Сейчас, в силу бурного развития частных наук, типология переживает период своего возрождения и по праву вступает в новую стадию своего развития.
Вопрос о том, что такое язык, всегда волновал и продолжает волновать лучшие умы человечества. При этом язык то сводили к слову как свернутой дефиниции понятия; то, признавая связь языка со значением, утверждали, что язык так же древен, как и сознание; то, оспаривая этот тезис, выдвигали предположение, что язык не так древен, как сознание: в нем многое идет от интуи ции, от эмоций, от ощущений и от окружающих человека социальных условий. Поэтому, поскольку язык рождается, живет и умирает вместе с обществом, то было признано, что язык — это дитя человечества, но самое загадочное и непостижимое его дитя, Будучи средством коммуникации, язык остается эгоцентричным явлением: он исходит от человека и возвращается к человеку. И, главное, язык живет по своим собственным законам, управлять которыми (как, например, экономическими законами жизни об щества) мы не можем, но человек может постепенно постигать эти законы и проникать в их суть.
На современном этапе развития науки ответ на то, что такое язык может дать не отдельно философия, филология, психоло гия, социология и т.п., а научный симбиоз многих дисциплин, преломленный в горниле языковедческих исследований. Таким симбиозом является типология. Поступательно, шаг за шагом, она отвоевывает у языка его скрытые тайны и заставляет это за¬гадочное дитя повернуться к нам своим лицом. Ведь типология -это наука о постижении внутренних законов развития языка,  о раскрытии закономерностей его формирования и эволюции.
Постижение языковой материи началось с проникновении и вечно скользящую и, казалось бы, неуловимую природу ЗВУКа, ко гда немецкий ученый Карл Бругманн волей случая познакомился с древнеиндийской Риг-Ведой и обнаружил в ее лексиконе много общего с рядом современных ему европейских корней. После этого открытия прошло немного лет и на этом основании братья Гримм (известные сказочники!) открыли регулярные чередования звуков, вошедших в науку как законы перебоя согласных. В результате наложения этих сформулированных ими законом многие языки мира оказалось, что звуки существуют не хаотнч но, а в строгом соответствии с правилами своего функциониро вания, выйти за границы которых они не могут, поскольку ячы к это общечеловеческое явление, и он представляет собой тиgологически заряженное, т.е. повторяющееся устройство.
Язык имеет всего несколько моделей своего грамматического действия, число которых исчисляется тремя основными структурными схемами: корневой, синтетической (или флективной), инкорпорирующей и переходной аналитической, которая свя n.i вает один тип с другим в исторические периоды языковых мод и фикаций. Поэтому каждый конкретный язык — это всего лишь различная комбинация трех грамматических типов, где один из них является ведущим, а остальные представлены в разном процентном соотношении. Таким образом грамматическая сетка язы¬ков с типологической точки зрения всегда прозрачна и не может выйти за пределы тех типов, которыми как бы окольцован язык: в любой исторический период своего существования он повто¬ряет типологически общие законы своей грамматической орга¬низации.
В лексике, при всем ее невообразимом количественном многообразии, действуют еще более жесткие законы типологической систематизации. Они начинаются с раскрытия универсалий - тех наиболее обобщенных понятий, с помощью которых происходит процесс мышления. Но их число тоже ограниченно. Оценивая мир, мы мыслим в соответствии с универсалиями времени, места, количества, качества, возможности бытия и т.д. При этом сло¬ва-наименования, выражающие эти универсалии, сгруппированы в нашем сознании в конкретные категории наименования (типа сейчас или тогда; здесь или там; хорошо или плохо; много или мало и т.д.). Поэтому человек не испытывает сложности в выборе слов при построении речи, так как в лексике действует

типологический закон абстрактной иерархии понятий, выраженный в виде пирамиды абстракций, который не допускает хаотич¬ности: все слова в языке существуют в трех основных типологических измерениях: они являются либо конкретизированными, либо ассоциативными, либо синтезированными. Типологически иных словарных единиц язык не имеет, в связи с чем именно в лексике обнаруживается наиболее наглядно наличие различных видов связи: фонетических, грамматических и переходных, т.е. лексико-грамматических.
Лексика при этом выступает той сферой, которая наиболее многогранно связана с внешним миром, а слово формируется в ней по общим законам функционирования языка, преломленным в каждом индивидуальном языке. Суть этого преломления основывается на отношениях обратимости: говорящий, имея в сознании образ предмета, выбирает требуемое слово-наименование, «одевая» его в звуковую форму, а собеседник собирает посланные ему звуки и в результате их синтеза получает представление о том же понятийном образе как общей для обоих коммуникантов смысловой базе.
В данной книге мы не затронули проблемы типологии речи при формировании устного и письменного текста, суть которой также составляют отношения типологического характера, осно¬ванные на типологически повторяющихся отношениях глубин ного и поверхностного уровней. Тем не менее, мы надеемся в скором времени познакомить читателя с главными направлениями этого перспективного раздела типологии, поскольку, как отме¬чалось, именно типология, в настоящее время, активно впитывая в себя результаты научно-исследовательских поисков в филологии и смежных с ней областях знания, становится одним и» самых серьезных и глубоких учений о языке. Интерес к типоло¬гии все более возрастает по мере новых открытий, так как они интенсивно аккумулирует все наиболее ценные сведения, позво¬ляя тем самым раскрыть сущность языка и приближая его к нач., шему пониманию. Известно, что человек может прекрасно владеть не одним, а многими языками, но не иметь представления о его сути, так же, как человек может быть превосходным певцом, не зная теории музыки, или быть отличным бухгалтером, не бу дучи знакомым с основами высшей математики. Настоящий специалист должен быть профессионалом, а не ремесленником в области своей профессии.
 
Поэтому книга по типологии должна стать настольной книгой каждого мыслящего филолога и образованного специалиста.

Академик Международной Педагогической Академии, доктор филологических наук, профессор
И. КОШЕВАЯ
 



Rambler's Top100



Если у вас есть пожелания и замечания по сайту, пишите по адресу info@terralinguistica.ru